Конспекты занятий
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей №27»
Открытое занятие по развитию речи
по теме: «По дорогам сказок»
В группе общеразвивающей направленности
для детей 5-6 лет
Выполнил :
Воспитатель высшей кв. категории
О.В.Новичкова
Оренбург, 2018
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей
на примере любимых сказок.
Задачи:
Образовательные:
Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текста. Подбирать
признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде;
активизировать словарный запас. Расширить словарный запас. Закрепить название
авторских и русских народных сказок.
Развивающие:
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать,
обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение,
зрительную память, наблюдательность. Развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к авторским и русским народным сказкам.
Формировать навык сотрудничества, доброжелательность;
- развивать общую,
мелкую моторику, координацию речи
с движением; развивать
общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: развитие сенсорных умений –
мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;
Развитие речи: приобщение к художественной литературе
на примере сказок, развитие эстетических и
эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;
Социально-коммуникативное развитие:
формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Физическое развитие: развитие потребности в
двигательной активности, упражнять в прыжках;
Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства
при восприятии произведений музыкального творчества;
Оборудование: Сундучок, клубок ниток, волшебный колокольчик, папка -
имитация обложки книги, страницы.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстрации. Игры -
инсценировки по русским народным сказкам.
Методы и приемы:
Игровой сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту
детей, чтение отрывка из текста, дыхательная гимнастика, словесно –
дидактические игры и упражнения; педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные:
Демонстрация на экране, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель
- Ребята я желаю, чтобы у всех вас обязательно утро было не только добрым,
но и интересным.
Воспитатель: (на фоне музыки
«Приходите в сказку», дети заходят в группу)
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки
И тепло пойдет по кругу.
Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу, а сейчас
хочу, чтобы вы поздоровались и передали тепло нашим гостям, только оно
будет воздушное. У вас есть снежинки, давайте вдохнем в них свое добро
и отправим.
Дыхательная гимнастика:
Сдуй снежинку
Присаживаемся на стулья.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
А какие бывают сказки?
Ответы детей.
Если их написал автор- то это авторские сказки, они могут возникнуть
из народных сказок, преданий, легенды и даже из пословицы и детской песенки.
Авторская сказка – это та, что написана определенным автором и не подлежит
никаким исправлениям.
Давайте вспомним авторские сказки. Назовите авторские сказки?
(А.С.Пушкин – сказка о рыбаке и рыбке; Сказка о спящей царевне; К.И. Чуковский
– Путаница; Тараканище; Муха – цокотуха; С.Я. Маршак – Двенадцать
месяцев; Сказка о глупом мышонке; Тихая сказка ).
А еще, какие сказки бывают?
Русские народные, их сочинил народ. Народная сказка – это
произведение устного народного творчества, она может иметь много вариантов.
Воспитатель: А хотите сегодня отправиться в сказочное путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте
вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: А у меня есть волшебный колокольчик. И чтобы нам попасть в
сказку нужно закрыть глаза, а я произнести волшебные слова:
Раз, два, три! В сказку попади!
Воспитатель: Ребята: открывайте глазки! Вот мы и в сказке!
Воспитатель: Смотрите, волшебный сундук! А вы не приносили его сюда,
интересно кто его забыл?
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что там? давайте посмотрим, что же
там внутри (Дети открывают сундук, обнаруживают книгу). Посмотрите, какая она
красивая! Давайте ее почитаем, ой, а страниц - то в ней нет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (Дети
рассуждают, высказывают свои предположения)
Как же нам их найти?
Но, вот посмотрите здесь конверты, с цифрами от 1 до 5, давайте
откроем конверт с цифрой 1 – первое задание. Каждый раз, выполняя
задание, мы будет находить одну страницу из книги.
Воспитатель: как вы думаете, что укажет нам путь? Какой сказочный
предмет из сказок помогает героям найти верную дорогу? (высказывание детей). (
Чем поможет этот предмет?).
Воспитатель: Да, волшебный клубок нам поможет. У меня есть такой клубок, но
он не волшебный (достает клубок).
Воспитатель: Я знаю способ - сделать его волшебным. Вы должны назвать
сказки. Чем больше сказок вы назовете, тем больше волшебных сил будет у
клубочка.
Передаем клубок по кругу и называем сказки.
Воспитатель: Теперь клубок стал волшебным, потому что вы знаете много
сказок! А теперь он укажет нам путь к потерянным страницам из этой книги.
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова «Раз, два, три нам,
клубочек, помоги», клубочек катится вокруг сундука и дети обнаруживают
волшебную стрелку красного цвета и конверт с цифрой 1.
Воспитатель что это, какого цвета стрелка – спросить 2 -3 детей. А цифра
какая?
Вот и первое задание - Дидактическая игра «Назови
русские народные сказки»
дети передают клубок друг другу, называя русскую народную сказку,
повторяться не будем, какие сказки мы сегодня еще не называли? Курочка ряба,
…………., Морозко,
вот мы свами нашли первую страницу книги.
Воспитатель: а сейчас ищем цифру 2 и там вот какое задание:
Второе задание: - Проводиться словесно
– дидактическая игра «Помогите!»
предлагается назвать тех, кому нужна помощь.
·
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»),
·
«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»),
·
«Помогите, я разбила яйцо - не простое, а золотое!» («Курочка ряба»),
·
«Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»),
·
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»),
·
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»),
·
«Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»),
«Помогите! Моего братца унесли!» («Гуси лебеди»).
·
Воспитатель: Какие молодцы! А вот еще странички нашлись. Спасибо! Вы
помогли героям сказок! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть,
а клубок наш пусть отдохнет, это будет конверт с цифрой 3 и третье задание,
а игра называется «По дорогам сказок» - викторина, будьте внимательны.
Вставить презентацию: - Викторина «По дорогам сказок»…………………
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, вот у нас нашлась еще одна
страница! Мы почти собрали нашу книгу. Не хватает всего одной страницы. И
клубок наш не знает, где она находиться.
А я вам предлагаю подвигаться, задание №4
Разминка «Елочка»
Воспитатель: а вот посмотрите, какой то конверт, что же нам
написали?
Задание №5
Презентация «Узнай сказку по картинке»
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы нам вернуться в
детский сад, нам нужно вспомнить знакомую пальчиковую гимнастику.
Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопают
в ладоши на каждое слово)
Воспитатель: Ребята, открывайте глаза. Вот мы и в детском саду!
Воспитатель: Скажите, понравилось вам путешествовать? А что или кто вам
понравился больше всего!
Ответы детей.
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше путешествие, мы собрали
замечательную книгу, вы справились со всеми заданиями, и теперь мы сможем
каждый вечер ее читать. Вы были очень внимательными, активными. За то,
что вы сегодня помогли сказочным героям, я вам дарю сказки-раскраски.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 27"
Конспект занятие по ФЭМП
по теме: «Поиграем с Мишуткой»
В группе общеразвивающей направленности
для детей 3-4 лет
Выполнил :
Воспитатель высшей кв. категории
О.В.Новичкова
Оренбург, 2021
Цель: Создание условий для формирования в
игровой форме элементарных математических представлений у детей 3 – 4 лет.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать умение составлять
группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет; закрепить и
обобщить знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного),умение
сравнивать предметы по величине (большой, маленький).
Развивающие: развивать познавательную
активность детей;
Слуховое и зрительное
внимание, логическое мышление, наблюдательность; расширить и активизировать
словарь детей.
Воспитательные: воспитывать дружеские
взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями,
интерес к занятиям математики, желание оказать помощь.
Оздоровительная: постоянно осуществлять контроль над выработкой правильной
осанки, поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях,
совершенствовать пространственную ориентировку.
Виды деятельности: познавательная, речевая, игровая,
двигательная
Оборудование: Плюшевая игрушка Мишка, бабочки (большие
и маленькие ) по количеству детей, зеленый материал с наклеенными цветами разного
размера (волшебная полянка), тарелочки на каждого ребенка белого цвета,
коробочки с раздаточным материалом, магнитофон с аудиозаписями.
Предварительная работа: отгадывание загадок про животных,
Дид/и «Найди предмет в группе такой же формы», рассматривание картинок «Один –
много».
Ход НОД
Воспитатель с детьми на ковре
, стоят в кругу.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, какие вы все красивые, веселые, а давайте
с вами поздороваемся.
Здравствуйте ручки. Хлоп – хлоп – хлоп!
Здравствуйте ножки. Топ – топ
– топ!
Здравствуйте глазки. Миг –
миг – миг!
Здравствуйте щечки. Плюх -
плюх - плюх!
Здравствуйте губки. Чмок –
чмок – чмок!
Здравствуйте зубки. Щелк –
щелк – щелк!
Здравствуйте мы! (машем
ручками над головой)
Воспитатель: Ребята , а к нам
сегодня пришел гость. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку.
Он всю зиму в шубе спал.
Лапу бурую сосал.
А проснулся , стал реветь…
Этот зверь – лесной (Медведь)
Воспитатель: Да, ребята. Мишка,
пришел к нам в гости. (в лапках ,у него
бабочки -большая и маленькая).
Посмотрите ,ребята, мишка нам что то принес.
Мишка, а что у тебя в лапках? (обратить
внимание детей на бабочек в лапах мишки)
Мишутка мне сказал , что
бабочки в лесу поссорились ,и Мишка не может их помирить. Мишка просит у вас
помощи. Поможем Мишке помирить бабочек?
Ответы детей
Воспитатель: Для того ,что бы помирить бабочек нужно оказаться на волшебной
полянке у Мишки. Закроем все глазки. Звучит
музыка (дети оказываются на эмитированной полянке с цветами )
Открываем глазки, ой посмотрите ребята какая
красивая полянка, какие красивые цветочки на этой полянки, ребята посмотрите
пожалуйста внимательно и скажите цветочки на полянке одинаковые?
Ответы
детей
Воспитатель: цветочки на полянке все разные (красные, синие, желтые)
разные по цвету, а еще чем отличаются эти цветочки?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, одни цветочки
большие, а другие маленькие, разные по величине. Посмотрите теперь на бабочек,
одинаковые бабочки? Чем они отличаются? Одна бабочка большая, а другая
маленькая. Для того что бы помирить бабочек нужно посадить их на цветочки,
большую бабочку на большой цветок, а маленькую на маленький. (Дети выполняют задание рассаживают бабочек
на листочки) Молодцы все правильно сделали, помогли Мишке помирить бабочек.
Физкультминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой (шаг на
месте)
Папа был большой- большой
(поднять руки над головой)
Мама с ним поменьше
ростом(руки на уровне груди)
А сынок - малютка просто
(приседаем)
Очень маленький он был
(присев раскачиваемся то в одну, то в другую сторону)
С погремушками ходил (руки
сжав в кулачки ,имитируем игру с погремушками)
Дзинь – дзинь - дзинь!
Ребята, а давайте пригласим
Мишку, поиграть с нами за столами.
(дети проходят на свои места по ортопедической дорожке)
Игра задание «Один, много, ни одного»
У каждого ребенка бумажная
тарелочка (белого цвета) и коробочка с раздаточным материалом (кружочки синего
цвета).
Воспитатель:
Ребята сели все правильно, спинки выпрямили, ножки поставили ровно - вместе.
Молодцы, а теперь посмотрите на свои тарелочки, какой они формы? (круглой), а
какого цвета? (белые) А еще перед вами коробочки, посмотрите, что в них?
(кружочки), какого цвета? (синего). Сколько кружочков в коробочке? (много) . А
на тарелочке? (ни одного) Теперь возьмите один кружочек из коробочки и положите
на свою тарелочку.
Ребята, а теперь сделайте
так, чтобы на тарелочке стало много кружочков, а в коробочке не одного. Что для
этого нужно сделать? (переложить все кружочки из коробочки на тарелочку) Да,
правильно. Посмотрите сколько теперл на тарелочке кружочков? (много), а в
коробочке ? (ни одного). Ой , ребята , посмотрите на Мишкину тарелочку ,
сколько кружочков у Мишки на тарелочке? (ни одного) Давайте каждый из вас
положит Мишке на тарелочку по одному кружочку. Один, один, один - посмотрите
сколько Мишка набрал кружочков? (много)
Было ни одного, а стало
много. Ребята, а давайте Мишке подарим эту тарелочку с кружочками, что бы Мишка
то же учился считать.
«Спасибо ребята» - говорит
Мишка, Мишке уже пора в лес, но он к нам еще придет. До свидание , Мишка!(мишка
уходит)
Ребята, а кто приходил к нам
сегодня в гости? (мишка), понравилось вам помогать мишке? А как мы ему помогали
? (ответы детей) Понравилось вам играть с Мишкой? (да)
Вы все сегодня хорошо играли
и помогали Мишке. Молодцы , ребята!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 27"
Открытое занятие по образовательной
области формирование элементарных математических представлений
по теме:
Тема: «Путешествие к
сказкам»
В группе общеразвивающей направленности
для детей 3-4 лет
Выполнил :
Воспитатель высшей кв. категории
О.В.Новичкова
Оренбург, 2020
Цель :привлечь детей к совместной игровой
деятельности для развития познавательной активности.
Задачи
приоритетной ОО «Познавательное развитие»
1.Продолжать формировать
умение отвечать на вопрос «Сколько?» и определять совокупности словами один,
много, ни одного.
2. Продолжать учить различать
и называть круг.
3. Закреплять умение
различать контрастные предметы по величине, используя при этом слова большой,
маленький.
4.Активизировать умственную
деятельность детей, развивать логическое мышление, сообразительность.
5. Воспитывать у детей
интерес к выполнению математических заданий.
Задачи по ОО в интеграции:
ОО
«Социально-коммуникативное развитие»:
Развивать общение и
взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками
2.Развивать аналитическое
восприятие, устойчивое внимание.
3.Создавать сюрпризность и
новизну обстановки.
ОО «Речевое развитие»:
1. На основе обогащения
представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать
словарный запас детей.
2. Формировать умение
отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с
естественными интонациями.
3. Вовлекать детей в разговор
во время рассматривания предметов, иллюстраций.
ОО
«Художественно-эстетическое развитие»:
1. Учить детей самостоятельно творчески, инициативно подходить к
решению задачи.
2. Формировать навыки
аккуратной работы.
3. Упражнять в умении
использовать в работе клей - карандаш, салфетку.
4. Вызывать у детей радость
от полученного изображения.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая,
продуктивная, коммуникативная, двигательная.
Используемые методы: Словесные – при создании игровой
мотивации, решение проблемных ситуаций.
игровые – игровые упражнения.
наглядные – использование
презентации, цветы для игрового упражнения, игрушечный дом трех медведей, с
обстановкой.
Метод контроля и стимуляция –
одобрение и похвала.
Приёмы: создание ситуаций взаимодействия
(объяснение, напоминание), обучение (беседы, рассматривание иллюстраций,
использование ИКТ, создание игровых проблемных ситуаций).Всё это направлено на
повышение познавательной активности, развитию наблюдательности, элементарных
аналитических умений, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать
предположение, аргументировать выводы.
Подобранный материал позволил
поддерживать интерес детей на протяжении всей деятельности.
Предварительная работа:чтение и беседа по сказкам «Теремок»,
«Три медведя», «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактическая
игра «Найди круг», «Больше – меньше», «Назови цвет», «Найди предметы такой же
формы».
Материалы и оборудование:
презентация «Теремок»,
мольберт, иллюстрация формат А2 «Колобок в пути», магнитофон, детские песни,
домик игрушечный напольный, обручи, цветы большие и маленькие, мягкие игрушки
медведи, стулья кукольные, набор посуды кукольной. Раздаточный материал:
иллюстрации предметов разной формы, клей, салфетки.
Планируемый результат:
Дети принимают живое,
заинтересованное участие в образовательном процессе.
Применяют усвоенные знания и
способы деятельности для решения новых задач поставленных взрослым.
Слушает взрослого и выполняет
его инструкции.
Эмоционально откликается на
переживания персонажа сказки.
Активно, доброжелательно
взаимодействует с педагогом в решение игровых задач.
Активно участвует в
продуктивной деятельности.
Ход занятия.
Ребята к нам сегодня пришли
гости, давайте поздороваемся с ними.
- Я предлагаю вамсовершить
увлекательное путешествие по сказкам.
- Согласны?
На экране телевизора
заставка «Поле».
- Чтобы попасть в сказку,
нужно встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова:
«Где ты сказка отзовись, где
ты сказка покажись».
Упражнение «Теремок».
На экране телевизора
появляется теремок.
- Вот мы с вами и попали в
сказку. Как вы думаете, в какую? Теремок
- Давайте присядем на ковер.
- Кто из сказочных героев
первый постучался в дом? Мышка.
- Правильно мышка -
норушка. На экране рядом с домиком появляется мышка.
- Кто потом постучался в
теремок.
- Лягушка. Правильно.
- Затем кто постучался?
Зайчик
- Затем кто постучался в
теремок. Лиса.
- А за ней? Волчок серенький
бочок.
-А за волком? Медведь.
На экране по ходу сказки
появляются звери один за другим.
- Ребята сколько в сказке
«Теремок» лисичек сестричек?
- Сколько было зверей в
теремке в начале сказки? Ни одного.
- А сколько было зверей в
конце сказки?
Упражнение «Сколько нас?»
- А сколько среди нас
Матвеев?
- А Вероник?
- А сколько всего детей?
- Молодцы, ответили на все
вопросы.
- Поспешим, нас ждет другая
сказка.
Давайте возьмемся за руки,
закроем глаза и произносим волшебные слова. «Где ты сказка отзовись, нам
ребятам покажись».
Упражнение «Три медведя»
(«Большой, поменьше, маленький»)
Плоскостная картинка на
липучках «Комната трех медведей»
- Возле леса на опушке, трое
их живет в избушке.
- Как звали папу медведя?
- Как звали маму медведицу?
- Как звали малыша?
- После того, как Маша
побывала у медведей в гостях, они так растерялись, что забыли где, чья тарелка.
- Поможем медведям
разобраться где, чья посуда?
- Какого размера тарелка у
Михаила Ивановича?Ответы детей.
- Сережа помоги Михайло
Ивановичу, поставь большую тарелку передним.
- А у Настасьи Петровны?
Ответы детей.
- А у Мишутки?Ответы
детей.
- Кто хочет помочь Мишутке?
- Вот мы и расставили посуду
правильно.
Упражнение «Посади клумбу»
(«Большой, маленький, цвета красный, синей, желтый»)
- Ребята, давайте наших
героев порадуем, посадим им цветы.
- Вот здесь расположены две
клумбы. Посмотрите.
Возле домика положить два
обруча.
- Какого размера первая
клумба? Ответы детей.
- А вторая клумба? Ответы
детей.
- Я принесла цветы, которые
нужно посадить в клумбы.
- Маленькиецветы сажаем в
маленькую клумбу, большиев большую клумбу.
- Берем по одному цветочку и
сажаем в подходящую клумбу.
- Мы с вами славно
потрудились и немного притомились.
- Давайте разомнемся.
Физ.минутка«Три медведя»
Три медведя шли домой Дети
шагают на месте вразвалочку.
Папа был большой –
большой. Поднять руки над головой потянуться вверх.
Мама с ним поменьше
ростом, Руки на уровне груди.
А сынок – малютка
просто. Присесть.
Очень маленький он был, с
погремушками ходил.Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь – дзинь, дзинь – дзинь. Дети имитируют игру с
погремушками.
Отдохнули? Нам пора
отправляться дальше, вставайте в круг беритесь за руки. «Где ты сказка
отзовись, нам ребятам покажись».
Практическая работа
«Друзья для Колобка».
На мольберте иллюстрация к
сказке «Колобок»
- Кто это? Ответы
детей.
- Он какой?Ответы детей.
Круглый, желтый.
- Катился, катился сказочный
герой по дорожке, стало страшно ему одному. И колобок просит нас поселить в
сказку к нему друзей, таких же круглых как он.
Рядом с мольбертом стол,
на столе иллюстрации предметов различной геометрической формы, клей, салфетки
- Нанести клей на обратную
сторону рисунка, белую. Приложите рисунок к иллюстрации. Прогладьте салфеткой.
Объяснение воспитатель
сопровождает практическим показом.
Найдите на салфетке предмет
круглой формы и покажите мне.
Приступайте к работе.
Посмотрите как много друзей у
Колобка.
- Колобок говорит спасибо
вам.
- Путешествие подошло к
концу. Нам нужно вернуться в детский сад.
Произнесем волшебные
слова.
- Встанем в круг и произнесем
волшебные слова.
«Покружись, покружись, в
детском садике окажись».
Итог.
- Присядем на ковер и
вспомним, в каких сказках мы сегодня побывали? Ответы детей.
- Мы с вами узнали, сколько в
теремке было жителей в начале сказки.
- А в конце сказки?
- А в сказке три медведя, кто
самый большой? А кто самый маленький?
- А в сказке колобок как мы
помогли Колобку? Искали фигуры похожие на круг.
- Вам понравилось
путешествовать по сказкам?
Скажите до свидания нашим гостям.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 27"
Конспект по
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» занятия по
рисованию
в группе для детей 4-5 лет
Тема: «Украшение платочков»
Выполнила: О.В. Новичкова
Воспитатель высшей кв.
категории
Оренбург,2022
Программное
содержание:
-
Продолжать знакомить детей с элементами росписи «Дымковская роспись»;
-
Формировать умения составлять узор из отдельных элементов на квадрате;
-Развивать
технические навыки владения штампом, ватными палочками;
-Вызвать
желание помочь герою;
-Воспитывать
интерес к рисованию.
Материал: тканевые белые платочки .клеенки,
шаблоны платочков образцы,
штампы, ватные палочки, гуашь (красного, жёлтого, зеленого цвета), салфетки,
баночки под штампы, подставки под
ростовая кукла – корова, колпачок.
Предварительная
работа: Рассматривание узоров росписи. Рисование
элементов узоров вне занятий.
Ход
занятия:
Дети играют в группе. Воспитатель
обращает внимание детей на
ростовую куклу «корову».
Воспитатель
–
Ребята к нам сегодня в группу пришел необычный гость,
Кто
это?
Ответы
детей:
корова.
Воспитатель проходит и берет куклу.
У коровы в руках корзина с платочками.
Воспитатель:
Ребята, а мне кажется, что у коровы грустное настроение. Сейчас я у нее узнаю,
что же случилось.
Воспитатель наклоняется к корове
Воспитатель:
Корова мне сказала, что она сшила платочки своим телятам. Но они
получились не яркие и не красивые, и телята не хотят их носить. И она не знает,
что делать? И просит нас ей помочь. Ребята, я тоже не знаю, как ей помочь?
Ответы
детей:
Воспитатель наклоняется к корове. И
корова, что-то говорит.
Воспитатель:
Ребята, корова
просит нас украсить платочки.
Ребята
мы сможем украсить?
Ответы
детей:
Воспитатель:
Давайте украсим платочки красивыми узорами. У нас, кстати, в группе есть
альбомы с росписями.
Воспитатель проходит и берет
альбомы с росписями: «Дымковская
роспись»
Дети вмести с воспитателем и коровой присаживаются на палас и
рассматривать альбом.
Воспитатель:
Ребята
посмотрите, какой у нас интересный журнал, это «Дымковская роспись». Посмотрите,
какие красивые, яркие картинки.
Какое
настроение эти игрушки создают?
Ответы
детей:
Воспитатель:
Почему
веселое, радостное?
Ответы
детей: (игрушки светлые, яркие)
Воспитатель:
Назовите,
какие узоры встречаются на игрушках (точки, кружки, клетка, колечки,
дуги, прямые, волнистые линии).
По
форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно, мастера
вкладывали в них особый смысл : круги (показывает образец отдельных элементов)
означали солнце, волнистая линия –вода, маленькие кружочки-семена.
-какие
цвета используют мастера для росписи игрушки?
Ответы детей: (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый)
Воспитатель:
Ребята
вам понравились узоры в «дымковской росписи»?
Ответы
детей:
Воспитатель:
Тогда
я вам предлагаю раскрасить платочки элементами «дымковской росписи». Вы
согласны?
Ответы
детей:
Воспитатель:
Ребята,
а скажите, пожалуйста, из какого материала у нас сделаны платочки.
Ответы
детей: из ткани.
Воспитатель:
А вы когда-нибудь пробовали рисовать на ткани?
Ответы
детей:
Воспитатель:
И я никогда не рисовала на ткани. Как интересно, давайте тогда
скорее пройдем за рабочие места, за
столы.
Дети проходят на рабочие места.
Воспитатель напоминает про осанку, про ноги ровные под столом. И воспитатель
раздает платочки каждому ребенку.
Воспитатель:
Ребята,
у вас на столе лежат различные инструменты, которыми мы будем работать, т.е
наносить роспись. А теперь перед работой давайте разбудим наши пальчики и руки.
Пальчиковая
гимнастика «Корова»
Ходит,
бродит по лужку (сжаты кулачки ими стучим по столу)
Рыжая
корова. (Эмитируем рожки на голове)
Даст
она нам к вечерку (сжимаем и разжимаем кулачки)
Молока
парного. (Из ладошек делаем чашечку)
Ване
и Танюше — (считаем каждый пальчик)
Будет
всем по кружке.
Всем
попить достанется,
И
коту останется. (делаем лапки как у кошки)
Мяу!
Воспитатель:
ну вот наши руки проснулись и готовы к
работе. Мы вспомнили, как нужно работать с инструментами
А
сейчас вспомним, как нужно работать со штампом.
Штамп
я в краску окуну,
А
потом к платку прижму:
В
уголок – оп!
В
уголок – оп!
Снова
в краску обмакну,
Снова
я к платку прижму
В
уголок – оп!
Новый
штампик я возьму,
В
другую краску обмакну,
К
серединке я прижму – оп!
Воспитатель:
Вот теперь мы готовы приступить к работе, сели удобно на стулья, спинки
выпрямили, ножки поставили вместе. И приступаем к работе.
Дети выполняют работу, воспитатель
в ходе работы детей подбадривает, хвалит, если встретились затруднения
помогает.
Воспитатель:
Ой, какие красивые расписные платочки у нас получились.
Ребята
корове очень понравилось, как вы расписали платочки, и у нее поднялось
настроение. И она за это хочет подарить нам веселый колпачок. Спасибо корова.
Ребята
я вам предлагаю ,поиграть с колпачком вы согласны?
Ответы
детей:
Воспитатель:
А кто будет колпачком, мы выберем с помощью считалочки.
Считалочка:
Эники,беники,
Ели варенники.
Эники,беники.
Бац.
Проводится игра «Колпачок»
Колпачок, колпачок.
Тоненькие ножки, красные сапожки.
Мы тебя поили, мы тебя кормили.
На ноги поставили, танцевать
заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.(колпачок сидит в середине круга,
дети вокруг него водят хоровод. На слова : «Мы тебя поставим», дети подходят к
колпачку и ставят его на ноги. Колпачок встает и выбирает себе пару, и танцуют.
Следующим колпачком встает тот, кого колпачок выбрал)
Заключение
занятия.
Воспитатель:
Ребята
, а что мы сегодня с вами делали.
Ответы
детей:
Воспитатель:
А сейчас мы отправляемся мыть руки.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 27»
Конспект итогового
занятия в группе детей 4-5 лет
Тема: «На помощь колобку»»
Выполнил:
Новичкова О.В.
Воспитатель высшей категории
Оренбург,2022
Цель : Расширить и
закрепить знания детей средней группы по областям образовательной деятельности.
Задачи :
- Обобщать знания детей о весне (название и
очерёдность весенних месяцев, приметы весны, изменения в поведении птиц,
насекомых, зверей весной. Упражнять детей образовывать прилагательные от основ
существительных. Развивать логическое мышление, внимание.
-Продолжать формировать навыки определения предмета
по одному признаку (маленький, большой) по
внешнему виду и словесному описанию.
Группировать
предметы разных величин (большой, маленький)путём добавления предмета к
предмету.
Сформировать умение сравнивать предметы по ширине
путем приложения и
наложения. Закреплять знания в счете до 5.
-Развивать стремление к поисково-познавательной
деятельности. Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с
окружающими предметами. Понять,
что освещенность предмета зависит от силы источника.
-Формирование представлений у детей о чрезвычайной
ситуации, закрепление основных правил поведения.
-Воспитывать у детей дружеские отношения, умение
выслушать спокойно друг друга, прийти на помощь.
Воспитатель:
Ребята я хотела вам сегодня прочитать еще раз сказку про колобка. Вы хотите ее
послушать?
Ответы
детей:…..
Воспитатель
начинает читать сказку. И на моменте
когда старуха замесила колобка, останавливается.
Воспитатель:
Ребята, а кто помнит, что было дальше в сказке.
Ответы
детей:…..
Воспитатель:
И что же случилось с колобком в конце сказки?
Ответы
детей:…..
Воспитатель
обращает внимание детей, что колобок, который живёт в группе пропал.
Воспитатель:
Ребята, я сегодня пришла утором в сад и не увидела нашего колобка, я боюсь, что с ним случилась
беда. И как бы он не попал в лапы лисы как в сказке. Что же будем делать ?
Ответы
детей: Отправимся , на помощь колобку.
Воспитатель:
Ну что же отправляемся на помощь нашему колобку.
Воспитатель
и дети по дорожке из следов отправляются к лисе. Подходят к лисе, у которой в
лапах колобок.
Воспитатель:
Здравствуй лиса, ты у нас забрала колобка.
А, что с ним хочешь сделать?
Воспитатель
наклоняется к лисе .
Воспитатель:
Ребята лиса хочет съесть нашего колобка. А
давайте мы волшебными словами попросим лису отпустить нашего колобка.
Дети
:
Лиса не кушай, пожалуйста колобка.
Воспитатель
наклоняется к лисе .
Воспитатель:
Лиса говорит ,что отпустит колобка если мы ей
поможем.
Ответы
детей: Да
Воспитатель:
Лиса хотела своим деткам дать варенье и
компот из малины на завтрак. Но не может
их найти, так как банки у нее запотели, и она не видит в какой банке, что. Если
лиса откроет все банки , то варенье и компот испортятся. Ребята , а можно
кушать испорченные продукты?
Ответы
детей: Нет. Потому что …….
Воспитатель:
Да все правильно ребята. Поможем тогда ребята лисе?
Ответы
детей: да
Воспитатель:
у нас с вами есть фонарики, с помощью которых
мы и узнаем где какой компот и где какое варенье.
Задание
1 «Назови варенье и компот»
Подсвечивая
фонариком баночку, увидев в банке ягоду, дети называют какое это варенье или
компот. И приклеивают пластилином
ягодку, из которой сделан компот или варенье.
Варенье
- малиновое, компот - малиновый.
Воспитатель:
Молодцы ребята справились с
заданием.
Ну что лиса отпускай нашего колобка. Лиса говорит,
что ей еще нужна наша помощь. Она наловила много рыбы, и просит ее помочь
разложить по ведрам. Ну что справимся с этим заданием?
Ответы детей: ….
Задание
2 «Разложи рыбу»
Нужно
разложить рыбу: Большую рыбу в большое синее ведро с квадратом, среднюю в
желтое ведро с треугольником, а маленькую в зеленое ведро с кругом.
Дети
раскладывают рыбу, затем способом наложения проверяем, правильно ли разложена
рыба.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились.
Воспитатель
обращается к лисе.
Лиса мы вот с ребятами смотрим, что ты очень тепло
одета. Тебе не жарко. Ведь на улице, ребята, какое время года?
Ответы
детей: Весна
Воспитатель:
Ребята,
лиса говорит, что на улице зима. Давайте лисе назовем признаки весны.
Ответы
детей: дети называют признаки весны
Воспитатель:
Ребята, а кто нам помогает изучать времена года?
Ответы
детей:
Воспитатель:
Правильно это старик годовик.
С
помощью пособия «Старик годовик» дети рассказывают про времена года.
Воспитатель: Лиса мы выполнили твои просьбы, и помогли
тебе. Отпусти нашего колобка. У лисы последняя к нам просьба, у нее много
детенышей и они постоянно балуются, и она просит нас научить ее какой - ни будь
игре.
Ребята, а как зовут детенышей лисы?
Ответы
детей: лисята.
Воспитатель: правильно лисята. А мы лиса как раз сами
очень любим, играть в игру «Пылесос». В этой игре мы учимся считать и
приучаемся к порядку. Сейчас мы тебя научим.
Проводится
игра пылесос. Воспитатель читает четверостишье, под него дети выполняют
движения. В конце воспитатель произносит цифру, и дети должны возле себя
положить столько предметов ,
соответственно произнесенной цифре.
Пылесос
, пылесос,
Ты
куда суешь свой нос.
Жу-жу-жу,
жу-жу-жу
Я
порядок навожу.
Например
5
Воспитатель: Ребята лиса нам говорит спасибо за помощь и
возвращает нам колобка. Ну а нам пора возвращаться обратно.
Дети
с воспитателем по следам возвращаются обратно в группу.
Воспитатель: Ну вот , мы с вами вернули нашего колобка. А
как вы думаете, правильно ли колобок поступил, что убежал от нас.
Ответы
детей: ……
Подведение
итогов
Воспитатель: ребята, что мы сегодня с вами делали?
Ответы
детей: ……
Воспитатель:
а что вам больше всего понравилось сегодня.
Ответы
детей: ……
Воспитатель:
Я
хочу вам сказать, что вы сегодня большие молодцы. Большое доброе дело
совершили, это спасли колобка из лап лисы.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
"детский сад №
27"
Конспект занятия
по образовательной области «Речевое развитие»
занятие по речевому развитию в группе комбинированной направленности для
детей 5-6 лет
по теме «Зимующие птицы»
Выполнила воспитатель :
Новичкова О.В. высшей кв. категории
Декабрь, 2022
Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих
птицах.
Задачи.
Образовательные: закреплять знания о зимующих
птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц;
вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать
словарь по теме «Птицы». Воспитательные:
формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам. Развивающие:
совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание,
память, целостное восприятие.
Материал. Для
воспитателя: магнитофон и
аудиокассета с записью голосов лесных птиц; цветные силуэты птиц
(снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова,
клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и
шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа,
хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте. Для детей: раскраски
по теме, подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги
черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище).
На стене – плакаты: «Зимний лес», «Зимняя избушка», под
ними кормушка из картона и ветка дерева.
Ход
Воспитатель: Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?
Дети – Зима.
Воспитатель: Что вы видите за окном?
Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые,
люди идут в теплой зимней одежде.
(звучит
фонограмма «Голоса птиц» - ворона)
Воспитатель: Что это?
Дети: Это кричат вороны.
Воспитатель: Вороны – это какие птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А каких зимующих птиц вы еще знаете?
Дети: Синица, сорока, воробей, голубь, дятел.
Воспитатель: Сегодня мы с вами побеседуем о зимующих птицах.
Каждая птица имеет свое характерное оперение, отличительные особенности, по
которым мы определяем как называется каждая птица.
В
группе появляются птицы. ( нарисованные на картоне, вытягиваются по леске,
протянутой по потолку. Появляется ощущение, что они прилетают в группу)
Воспитатель: Ребята, услышав наш разговор, в группу прилетели
зимующие птицы. Рассмотрите их внимательно и расскажите о них.
Дети читают стихи о птицах.
1. Чик-чирик-чирик-чирик!
Воробей сам не велик
И не очень длинный
Хвостик воробьиный.
2. Посмотрите на вороне
Платье серое воронье
Черненькие перышки
На хвосте и горлышке
3. На стволе уселся дятел
В черно-белом пестром платье
В красной шапке на головке
Дятел долбит елку ловко
4. Птица синица летает
проворно
В желтенькой кофточке,
В шапочке черной.
Плащик зелененький носит синица
Черненький галстук на грудке у
птицы.
5. Прилетела к нам сорока
У нее два белых бока
Черный хвостик и спина
Голова и та черна.
6. На асфальте «Гру-гру-гру,
Много крошек соберу.
Для того чтоб мне хватило
И подружке сизокрылой.
С ней воркую про любовь,
Защищаю от врагов
Птицей мира я зовусь,
Позовите – приручусь».
Младший воспитатель (входит).
Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом
«Детский сад «Колосок». Детям старшей группы».
Воспитатель (читает
письмо).
«Дорогие
ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много
интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете
нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания!
Готовы? Тогда Встаем в круг!
«
Игра с мячом «Подбери действие».
Дети
передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать,
прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о
птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.
Молодцы!
С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для
этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза
хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.
Дети выполняют
инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание
Сороки: «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают
загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его
на стол. Дети рассказывают о птицах. Воспитатель дополняет их
ответы интересными фактами из жизни птиц.
Первая загадка
Все время стучит,
деревья долбит,
Но их не калечит, а
только лечит.
-Дятел - врач
лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким,
прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и
гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел
любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки,
закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие
перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает
ему передвигаться вертикально по стволу дерева.
Вторая загадка
Спят деревья, спит
трава,
Но не спит всю ночь
она.
Учит мама малышей
По ночам ловить
мышей.
- Сова – хищная птица.
Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно
видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное
оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост
помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица
может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.
Третья загадка
Птичка на большой
сосне
Нам стрекочет: «Кле -кле -кле!».
Твердый клюв похож
на крест,
Семена из шишек ест.
- У клеста
удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он
позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной
корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые
трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с
толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест
из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это
время заботливый папа – клест.
Воспитатель. Где
живут эти птицы?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Как их
можно назвать?
Дети. Это лесные птицы.
Затем
дети выполняют третье задание Сороки: «Поиграй – ка!»
(организуется подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»
Воспитатель: Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг
меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны.
(Соловей,
ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль,
голубь и т. д.)
Затем проводится
пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка».
Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают
пальцы в кулачки.
Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,
Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Дети садятся
полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки: «Отгадай
и назови!».
Воспитатель.
Различаемся мы
цветом,
Встретишь нас зимой
и летом.
Если крыльями
взмахнем –
Будем в небе
голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и
ворковать.
Нас зимою
подкормите…
Дети, кто мы?
Назовите!
Дети называют зимующих
птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель,
воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают
характерные признаки птиц, воспитатель дополняет ответы при
необходимости.
- У снегиря ярко –
красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из
них семена.
- Синичка –
небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная,
щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает
поближе к жилью человека.
- У воробья спинка
коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно –
бурые, а голова серая.
- У сороки голова и
крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы
нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий
мусор, как дворники, клювом своим подбирают.
- Ворона – крупная птица.
Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.
- Вороны – всеядные птицы.
- У свиристелей
оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные
серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски.
Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.
Затем дети выполняют
пятое задание Сороки: «Расставь птиц!». На стене
висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка», под ними –
кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.
Воспитатель. Ребята,
выбираете по одной птице, называете ее и находите ей место в
лесу или на кормушке, около человеческого жилья.
Образец: «Клест живет в лесу, он питается семенами
сосновых и еловых шишек».
Воспитатель
(рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают
ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы
питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а
около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут
обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не
успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а
также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная
корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с
вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? (Ответы.)
А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим
сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.
Дети выполняют
шестое задание Сороки: «Найти предмет!». Находят деревянную
кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц: ягодами
шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.
Воспитатель (вместе
с детьми проговаривает, что находится на подносе). здесь корм на любой вкус:
мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные
спелые ягоды, питательное, свежее сало.
Дети несут кормушку
к столику, где стоят фигурки птиц, и выполняют седьмое задание
Сороки: «Наполни кормушку для зимующих птиц».
Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.
Образец: «Насыплю для воробья семечек, потому что они
аппетитные, сытные».
Затем дети выполняют
восьмое задание Сороки: «Назови правила подкормки птиц!».
Называют правила (воспитатель при необходимости помогает): кормушки
вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках;
наполняют их каждый день во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают
больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц
черным хлебом и соленым салом.
Воспитатель. Настало
время выполнить последнее, девятое задание Сороки: «Не зевай – на
вопросы отвечай!». Итак, вопросы.
- Как называют птиц,
которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)
- Почему зимой
многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
(Легче найти пищу.)
- Какая птица
выводит птенцов зимой? (Клест.)
- Кого называют «доктором
лесного царства»? (Дятла.)
- Почему зимой нужно
подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)
- Понравилось вам
путешествие? (Ответы.)
Воспитатель (читает
вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили
все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую
пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за
нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное
место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы
расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша
Сорока».
Воспитатель раздает
детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы».
Воспитатель.
Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я
думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах.
Давайте сделаем альбом «Птицы» и подарим его ребятам. В
этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о
том, как нужно заботиться о них.
Кормушку дети
относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц
ежедневно. Постепенно создают альбом «Птицы» и
дарят его детям средней группы.
Конспект занятия
по познавательно-экспериментальной
деятельности
В группе для
детей 5-6 лет
«Путешествие
в Лабораторию чудес»
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей
в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.
закрепить знания детей о свойствах воды,
2.
учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с
научной точки зрения;
3.
организовать познание детей через самостоятельный поиск;
4.
активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
1.
развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных
средств и предметов;
2.
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
3.
развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес,
зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
1.
воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения
экспериментов.
2.
воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе,
умение выслушивать друг друга.
Демонстрационный материал: столы, накрытые
клеенками, баночки, сахар, сода, штатив с пробирками, наполненных лимонной
кислотой, содой, пищевыми красителями, шприцы без иглы, баночки с разбавленной
акварельной краской, палочки деревянные, ложки пластмассовые, кисти для рисования,
макет гейзера, сосуд с водой, колонка со музыкой, «волшебная палочка», воронка,
презентация.
Раздаточный материал: пипетки, баночки с раствором синей
краски, раскраски водные, кисти, банки с водой и пеной для бритья, колпачки
«волшебников», шапочки капелек (дети), шапочка тучки (воспитатель).
Предварительная работа: просмотр
презентации «Зачем нужна вода», чтение художественной литературы, отгадывание
загадок по теме, заучивание стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»,
беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр
развивающего мультфильма «Путешествие капельки», изучение свойств воды, раскраски
«Раскрась аквариум и нарисуй его обитателей», рисование радуги , разучивание
подвижной игры «Капельки и тучка».
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли
До чего же хороши!
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да секреты расскажу!
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:
- Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Дети: Вода.
Воспитатель: - А давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что
такое вода?
(ответы детей)
Дети: Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех
живых существ.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете, что вода – удивительная волшебница. Она может
находиться в трех разных состояниях. Каких?
Дети: в жидком, твердом и газообразном состоянии.
Что вы еще знаете о воде?
Дети: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода
не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не
растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах, вода
бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые
опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому нужна вода?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
И вы знаете, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге нашла вот такую
палочку. Мне кажется, что она волшебная. Давайте проверим!
Я предлагаю сегодня нам всем стать юными ученными по превращению
чудес с водой. Согласны ?
(ответы детей).
Тогда я вам предлагаю
- Сейчас я попробую с помощью вот этой палочки превратить нас в ученых.
Закройте глазки, только одно условие, не подглядывать, пока звучит музыка,
глазки не открываем (звучит волшебная мелодия).
- Откройте глаза, вот теперь мы ученые (воспитатель раздает детям
колпачки), а раз мы ученые, то должны что –то изучать, экспериментировать . А экспериментировать
мы будем в «Лаборатории чудес».
- Вы знаете, что такое лаборатория?
(ответы детей).
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория — это специальное место, где
проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (ответы детей).
Только для начала запомним правила безопасности:
Без разрешения запрещается:
вставать с места,
- приступать к опыту только после
его объяснения и моего разрешения,
- трогать оборудование, приборы и
реагенты,
- ничего не брать в рот,
- во время проведения наших
«чудес» быть аккуратными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не
пролить.
Итак, я приглашаю вас сесть на стульчики.
Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные ученые, а какие явления природы
связаны с водой?
Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар, ледоход,
разлив реки.
Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы увидеть природные явления в нашей группе,
которые происходят благодаря воде? (предположения детей)
Воспитатель: Сегодня мы с вами находимся в лаборатории, где сможем, как настоящие ученые
создать несколько природных явления в одной комнате.
Опыт №1 «Дождик в стакане воды»
Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если
отгадаете загадку.
Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ближе,
Тем он ближе.
Дети: Дождик и облако.
- Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его
взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья. (Воспитатель
выдавливает пену в стаканы с водой)
- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).
- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.
Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака
образуются в природе? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо
нагретым воздухом, превратившись в пар.
Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают
на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая
из облаков на землю.
- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас
подойти к столам.
- Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с
облаком (опыт сопровождается шумом дождя).
- Что происходит? (ответы детей).
Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на
дно банки красивыми струями. Так идет дождь.
Воспитатель: Мои юные ученые, давайте попробуем еще раз использовать нашу
«волшебную палочку». Хотите превратиться в «капельки воды». (ответы детей).
Вот
здесь физминутка: про дождь???
Воспитатель берет «волшебную палочку» и дети снова одевают колпачки и
превращаются в ученых.
Опыт №2 «Радуга в стакане воды»
Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Дети: Радуга.
На мониторе появляется изображение радуги.
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?
Дети: На небе.
Воспитатель: Когда она появляется?
Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей).
Воспитатель: Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам сделать собственную
маленькую радугу- только из четырех цветов – в пробирке. И, конечно
же, независимо от погоды. И сейчас я вас этому научу. Мне нужны четыре
помощника.
Воспитатель просит налить в чистую пробирку воду слоями с помощью воронки:
синюю, красную, зеленую и желтую краску. Что происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Вода смешивается.
- Не расстраивайтесь мои юные волшебники. Сейчас мы с вами при помощи
сахара попытаемся сделать радугу. Итак, для нашего волшебства понадобятся:
вода, стеклянные стаканчики, сахар, краски, ложечка и пробирка.
Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество
сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й
– 4 ч. л.
В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные ложки
воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность
полученной жидкости в каждом стакане).
Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки
перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
Теперь самое интересное. Возьмите шприцы и наберите в них содержимое
наших стаканчиков. В пробирку при помощи шприца начинаем добавлять содержимое
стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном
отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.
В пробирке образуются 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем
зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое
«желе», яркое и красивое. Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке?
(ответы детей)
Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.
- В чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)
Воспитатель: В каждом стакане было разное количество сахара. Чем
больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой
будет в стакане.
- В каком стакане было меньше всего сахара?
Дети: В красном.
Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит имеет
наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а синяя жидкость
имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу).
Вывод: Вода имеет вес.
Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.
Воспитатель: Не устали? А теперь, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон)
Разноцветный мостик! (Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны)
Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют поклон).
Принимай нас в гости. (Идут на месте, подняв руки).
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу (делают четыре прыжка на носках)
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Опыт №3 «Водяной вулкан»
Воспитатель: А какой следующий волшебный фокус будет, вы догадаетесь после моей
загадки.
Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)
Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан, т. е. гейзер! Вы знаете,
что такое гейзер? (ответы детей)
Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли.
- Кратер у меня уже есть, осталось, только его активировать! Приглашаю двух
помощников.
Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, выливает в кратер воду и
гейзер извергает шипучий фонтан.
Что происходит? (ответы детей).
Воспитатель: При взаимодействии воды с кислотой и содой
выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.
Воспитатель: Ребята, вы стали настоящими волшебниками, и вам предстоит разгадать
еще одну тайну. Подойдите, все к столам. (На столе стоят баночки с обычной
прозрачной водой и лежат картинки).
- Как вы думаете, сможем ли мы, используя воду, сделать картинку цветной?
(предположения детей)
- Чтобы расколдовать картинку, мы должны взять волшебную кисточку и
произнести заклинание: «Вода. Водица помоги!»
Дети сырой кисточкой проводят по картинке (звучит песня «Где водятся
Волшебники?» автор: Энтин Ю., композитор: Минков М.).
Воспитатель: Ребята, как интересно! Что произошло с картинками? (ответы детей)
Воспитатель: Да они стали цветными. Вот ребята вода-волшебница помогла вам
расколдовать картинки. Как вы думаете, почему картинки стали цветными?
(предположения детей).
Воспитатель: Краска изначально была нанесена на листы бумаги, а вода помогла их
сделать яркими и красочными.
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад из волшебной лаборатории, но
я вам обещаю, что мы побываем здесь еще в ни раз.
Воспитатель просит детей встать в круг, берет волшебную палочку (звучит
музыка), дети закрывают глаза, воспитатель снимает костюм ученого.
Итог мероприятия
Воспитатель: Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы
сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).